На пути к Страстям события разворачиваются с
драматической скоростью. Исполненные богатого смысла, они приближаются к
своей кульминации.
Нам представлен диалог между Учителем и учениками, в котором Господь открывает великие истины о Себе, о Своей миссии на земле, об Отце, о предстоящих Страстях, Царствии Небесном, о нисхождении Святого Духа и о Церкви. Кроме того, Он оставляет им ценные наставления относительно того, как им следует жить после Его ухода. И, в конце концов, мы получаем бесценное пастырское богатство – Архиерейскую молитву, в которой Господь обращается к Отцу с молитвой о Своей пастве со стремлением быть с ней одним целым, завершая это непревзойденным “да будут все едино”.
Значение этого единства запечатлевается и в Таинстве святой Евхаристии, совершаемой сегодня в Церкви. Но чтобы прийти к богообщению, необходимо прийти к согласию с людьми. Сам Господь ведет Себя с Иудой так же как и с другими Своими учениками, хотя заранее знает о его предательстве. Все действия Христа в период Его земного существования направлены на обновление человеческой природы и нравов, на утверждение подлинного образа человека, каким его создал Господь, ведь человек сотворен, чтобы любить.
То, что должен сделать человек – это принять святые дары, “не обронить с головы венец, который возложил на него Господь”, по словам святого Николая Кавасилы. Мы должны приходить на Вечерю со смирением и кротостью, обнаруживая свои устремления и духовную борьбу. Наше очищение – дело рук Господа. Он тот, кто наклоняется и омывает наши запачканные ноги, ведь самим нам этого не исполнить.
Господь смотрит на наши поступки, а не на слова. Помпезные заявления Петра вскоре обнаружили свою несостоятельность от простого вопроса маленькой служанки. Напротив, безмолвное предстояние женщин у Креста не нуждалось в заранее данных уверениях. Они по-настоящему возлюбили Бога, и в то время как ученики рассеялись и нашли себе безопасные убежища, женщины остались с Христом и видели все происходящее. Они удостоились видеть Господа на Его троне – Кресте, и спустя некоторое время получили право стать первыми свидетелями Его Воскресения.
Помимо желания единения с человеком, в словах и поступках Христа обнаруживается и колебание человеческих убеждений, в особенности религиозных. В своей речи, посвященной сегодняшнему дню, Иоанн Златоуст утверждает, что самая большая жертва – это разделить с братом дары жертвенника. Будем помнить об этом, если желаем понять, почему Христос добровольно идет на Голгофу и “незаслуженно”, по человеческим меркам, удостаивает разбойника Царствия Небесного.
Источник