Все мы наслышаны о суровых тяготах воинского
воспитания в древней Спарте. Но многие ли знают как воспитывали
богатырей и защитников государства наши предки, жители Руси? Оказывается
— почти так же сурово, как и спартанцы.
Справедливости ради, стоит отметить, что на Руси все мужчины
считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой
«военной демократии». Конечно же, были и специально подготовленные
витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владеть военными
навыками должны были все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане,
землепашцы или охотники.
Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее чем сейчас.
Мужчина в 14–16 лет считался вполне взрослым и мог начать
самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили
дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в
управление град.
Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение
будет далеко не в нашу пользу. Практически все они были психически и
физически более здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или
при рождении — действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в
дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника,
охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние
пороки индустриального и постиндустриального обществ — алкоголизм,
наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения,
переедание и т.д.
Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из
возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) — в 2–3 года. Этот
рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. В четыре года за
воспитание ребенка брались «дядьки». «Дядьки» — определенная воинская
структура попечительства, традиционная у русов. Им выпадала непростая
доля ответственности за обучение, которое проходило через цепочку
инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую устойчивость
молодого воина.
Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый
настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на
то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей
«Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу.
Очень жаль, что эта традиция почти утрачена сейчас. В современном мире
мужчин в большинстве своём воспитывают женщины — дома, в садиках, школе,
в вузах.
В Восточной Руси не было специальных военных школ (по крайней мере нет
достоверных фактов, указывающих на их существование). Их заменяли
практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков
приучали к оружию. Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал
свою зрелость. Затем, опираясь на нелегкую школу воинского учения и
рукоять ножа, он уходил в дремучий лес за шкурой медведя. Попробуйте на
минуту представить себе во всех красках образ огромного лесного
великана, ревущего перед вами. Когтистые тяжелые лапы, способные одним
движением переломать ребра и разодрать тело, против одного ножа и
человеческого умения.
По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша
превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На
шею ему вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла
выдержку воина, придавая ему сильную психологическую поддержку в любой
ситуации. В специфических игрищах, развивающих координацию движений,
ловкость и быстроту проходило детство, закладывая несколько большее, чем
просто умение, но и то, чему порой невозможно научиться — бесстрашие.
Обучение велось и на уровне учитель — ученик, сравните: на Руси до XVIII
столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и
колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в
X–XIII века был существенно выше европейского (как и уровень гигиены).
Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать
мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился
учеником мастера, в военном деле также.
Игры в «царя горы» со временем перерастали в бои «стенка на
стенку», а далее уже в построение боевых порядков. Постепенно, от
простого к сложному, от игры в снежки до увиливания от града
смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на мечах. Попечительство
«дядек» заканчивалось после посвящения учеников в профессиональные
воины. Из них и состояло отборное воинство — княжеская дружина.
Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними
народами, не редкостью были и междоусобицы. Недостатка в реальных боевых
условиях тогда не было, молодые воины могли на практике проверить себя.
Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали
уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.
Исторически сложилось так, что русы всегда были вынуждены сражаться в
меньшинстве. Поэтому дружине приходилось использовать любое, даже
незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах,
привыкали вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного
пространства — например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя,
позволяющая вести сражение в одиночку даже в полном окружении.
Предания говорят, что один дружинник выходил на бой с десятью, а
порой и с сотней врагов. Так ввергал в ужас захватчиков Демьян
Куденевич, выезжавший один на бой даже без шлема и доспехов. Наверное,
немало страха натерпелось половецкое войско, которое он отогнал от стен
Переяславля с помощью шестерых братьев.
Воин, сражавшийся в одиночку, — это высшая степень воинского мастерства.
Для такого воина не имело значения на какое количество врагов обрушить
свои мечи. Как правило, он не держал щита, а предпочитал и вторую руку
занять оружием.