Когда до кончины великого Оптинского
старца Амвросия оставалось менее года, в семье часто бывавших у него со
своими духовными нуждами государственных крестьян Стрелецкой слободы
города Лебедяни (Липецкого уезда Тамбовской губернии) Поликарпа и
Екатерины Зайцевых родился восьмой по счету ребенок, дочка. Случилось
это 1-го ноября 1890 года, и из-за свирепствовавшей в то время эпидемии
холеры девочку сразу же окрестили с именем Матрона. Имея обыкновение
брать с собой к батюшке Амвросию кого-либо из детей, Поликарп и
Екатерина привезли к нему в Шамордино под благословение девятимесячную
Матронушку. Взяв дитя на руки, преподобный предрек, что сначала она
поживет в благочестивом браке, а затем примет монашество и «вся Оптина в
ней будет». Это пророчество, очевидно, подразумевало то, что будущая
схимонахиня Серафима, нынешняя девочка Матрона, станет духовной дочерью
последних Оптинских старцев и исполнит в своей жизни их заветы.
Пришло
время, и Матрону взял под свое духовное руководство преподобный
Анатолий (Потапов), чьими мудрыми советами и молитвами и возросла
будущая схимница и старица.
С раннего детства подвижнице довелось
много и тяжело трудиться, чтобы хоть как-то помочь своим родителям.
Часто ей приходилось вставать ни свет, ни заря и отправляться на работу к
зажиточным людям. Однажды Матрона проснулась оттого, что на нее упала
горячая слеза матери, которой жаль было будить дочку. Чтобы впредь не
терзать любящее материнское сердце, Матрона с тех пор старалась
просыпаться самостоятельно. При всем трудолюбии дружной многодетной
семьи Зайцевых, пища в их доме была самая простая и постная – кулеш
(пшенная каша) на воде.
Матрона всегда выделялась среди своих
сверстников. Мальчишки дразнили ее «монашкой» и бросали в нее камни.
Как-то она пожаловалась на это старцу Анатолию, и он ответил, что когда
Господь ставит на человеке печать Своего избранничества, враг иногда
открывает это злым людям, чтобы через них досадить рабам Божиим.
В 19-летнем возрасте подвижница вышла
замуж за глубоко верующего и полюбившего ее крестьянина-ровесника
Кирилла Петровича Белоусова. В семье Кирилла и Матроны царили
единодушие, мир и лад. В 1910 году у них родился сын Александр, а через
два года появилась дочь Ольга. Накануне трагических для России событий
1917 года все семейство переехало в город Козлов (ныне – Мичуринск
Тамбовской обл.), бывший в то время крупным торговым центром. С этих пор
в хлебосольном доме Белоусовых часто останавливались дорогие их сердцу
монахи Оптиной Пустыни, привозившие на продажу труды своих рук.
В 1926 году в семье Белоусовых родился
еще один ребенок – сын Михаил. В 1934 году они переехали в Воронеж. Там
Матрона Поликарповна (в то время, после кончины преп. старца Анатолия в
1922 г., уже оставшаяся без духовного руководства) познакомилась и
завязала духовное общение с настоятелем Михаило-Архангельской церкви
села Ячейка Воронежской области игуменом Серафимом (Мякининым),
подвижником святой жизни. До самой своей кончины отец Серафим оставался
матушкиным духовником и, вероятно, именно он постриг ее в монашество. А в
50-е годы она приняла схиму от руки их общего духовного сына –
схиархимандрита Макария (Болотова).
Когда началась Великая Отечественная
война, Матрона Поликарповна ободряла и подкрепляла страждущих. Перед
немецкой оккупацией Воронежа подвижница вместе с мужем, дочерью Ольгой и
тремя внуками была вынуждена покинуть город. Ничего лишнего они с собой
не брали. Кирилл Петрович вез салазки с детьми, а матушка несла в руках
литографическую икону Скорбящей Божией Матери. Выбившись из сил, они
остановились в деревенском доме у самой линии фронта. Внуки плакали от
голода, но кормить их было нечем. Матушка успокаивала их, говоря:
«Сейчас, сейчас, ребята, мы вас накормим». Взяв икону Богородицы, она
уединилась для молитвы и, упав на колени перед образом Царицы Небесной,
со слезами просила Ее о заступлении и милости. И мольбы ее были столь
пламенны, что от крыши дома до неба образовался яркий, как огонь, столп,
который заметил оказавшийся неподалеку милиционер. Заподозрив, что
кто-то подает сигнал немцам, он вбежал в дом, но, увидев слезно
молящуюся сияющую матушку, вышел в немом изумлении. Помощь Божия не
замедлила – добрые люди принесли шестерым изможденным путникам
распаренный овес и квашеную капусту. А подвижница, вспоминая об этом,
говорила: «Молитва, приносимая от чистого сердца, проходит сквозь Небеса
прямо к Престолу Божию».
Матрона Поликарповна очень почитала
Царицу Небесную и всегда повторяла: «Как же Матерь Божия всех нас
любит!» Особенно часто она молилась так: «Все упование мое на Тя
возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Муж матушки, Кирилл
Петрович, каждый день читал акафист Тихвинской Богородичной иконе. Он
был необыкновенно добрым человеком, даже в голодные военные годы кормил
птиц вареными очистками от картофеля и другими остатками скудной
домашней пищи. Примечательно, что после его кончины благодарные птицы
провожали гроб своего кормильца до самого кладбища.
Как только немцы отступили, Белоусовы
возвратились домой. В мае 1944 года в Исполнительный комитет
центрального районного совета депутатов трудящихся города Воронежа
поступило заявление «группы верующих, желающих добровольно объединиться
для совершения религиозных обрядов по православному вероисповеданию» с
письменным ходатайством «о регистрации религиозной общины при Никольском
соборе».
Весной того же года по благословению
епископа Ионы матушка возглавила исполнительный орган общины
Свято-Никольского кафедрального храма, полагая тем самым начало новому
для себя самоотверженному ктиторскому подвигу. Когда будущая старица
Серафима взялась восстанавливать разрушенный Никольский храм, у нее было
лишь пять рублей.
Инокиня Н. вспоминала, что слышала в
Мичуринске рассказ келейницы матушки о том, как, приступая к этому
трудному делу, та простояла на молитве всю ночь – пол был мокрым от ее
слез. И уже на следующий день люди стали предлагать подвижнице свою
посильную помощь, которая, ее святыми молитвами, не иссякала и в
дальнейшем. Соборный храм во имя святителя Христова Николая был почти
полностью восстановлен менее чем за год.
Вскоре матушка Серафима тяжело заболела,
отошла от дел и в 1946 году вместе с семьей возвратилась в Мичуринск.
Там она жила скромно и неприметно, ходила в церковь, постилась очень
строго: даже на Пасху позволяла себе съесть только половинку яйца.
Ближние никогда не видели, чтобы она отдыхала. Приняв тайное пострижение
в мантию, а затем и великий ангельский образ, старица дни и ночи
проводила в непрестанных слезных молитвах перед келейной иконой
Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Этот образ, хранившийся у нее
около 20-ти лет, принадлежал Оптинскому старцу схимонаху Иоасафу
(Моисееву) и был передан им матушке перед своим арестом.
По свидетельству современников, за
великое смирение, крепкую веру и горячую любовь к ближним схимонахиня
Серафима удостоилась даров Святаго Духа – прозревала будущее и совершала
исцеления. За духовной помощью и утешением к старице обращались
монашествующие и миряне. В годы безверия, ободряя православных, она
говорила, что рассвет близок, придет время, и будут открывать храмы,
восстанавливать разрушенные монастыри. Матушка предсказала открытие
Мичуринского Боголюбского собора и Задонского Богородицкого монастыря.
Заранее ей был известен и день окончания Великой Отечественной войны.
Подавая ближним душеполезные советы,
матушка обращала особое внимание семейных людей на необходимость
послушания в браке. Она наставляла, что для замужних женщин семья должна
быть на первом месте после Бога и веры – за нее нужно будет дать ответ
перед Господом: «Сначала за семью спросится, а потом за все остальное». В
своей супружеской жизни старица придерживалась строгости, крайне редко
внешне проявляя сердечные чувства. Никогда не стремившаяся к богатству в
браке, приняв монашество, она в совершенстве исполняла заповедь
нестяжания.
Часто матушка говорила житийным языком,
цитировала Святых Отцов, хотя толком нигде не училась. По дару
прозорливости она обличала тайные греховные мысли приходивших к ней
людей.
Отвечая на вопросы о судьбах мира,
схимонахиня Серафима пророчествовала: «Если бы вы знали, что всех
ожидает, ваше сердце бы не выдержало! Золото будет валяться, а воды не
будет. Люди будут думать, что блестит вода, а это раскаленная смола»; «в
дома, где есть печное отопление, будут поселять по 3–4 семьи. Люди из
города побегут в деревню. Слабых Господь заберет. Будет большая
смертность. Кто останется, претерпит голод и большие испытания. Придет
время, что через одну улицу на другую не перебежишь: такая стрельба
будет».
Преставилась матушка 5-го октября 1966
года, в 13 часов, немного не дожив до 76-ти лет. В самый момент
разлучения ее души с телом некоторые из находившихся на улице людей
видели необыкновенный огненный столп, исходивший из дома старицы.
Господь показал, что праведная душа схимонахини Серафимы, всегда
стремившаяся к Нему, вознеслась в Небесные обители. До самого погребения
руки усопшей оставались мягкими и теплыми, а лицо, по словам
приходивших проститься с подвижницей, сияло.
В октябре 1998 года над могилой
схимонахини Серафимы возвели часовню. По благословению епископа
Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2004 году была создана комиссия
для подготовки канонизации старицы.
Подготовила Ксения МИРОНОВА