«Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах», — гласит поговорка.
Действительно, порой даже тщательно
продуманные перспективы срываются в связи с непредвиденными
обстоятельствами. Или человек сам отказывается от намеченного.
Оказывается, еще в прошлом столетии этот феномен привлек внимание
многочисленных исследователей.
Казалось бы, что-то наметив (купить
машину или дом, поехать в отпуск за границу, вступить в брак, начать
бизнес), логично поведать об этом друзьям и знакомым, чтобы они нас
поддержали и порадовались за нас. Однако еще в 1933 году зарубежные
психологи выяснили, что чем большему количеству людей мы поведаем
о своих намерениях, тем меньше вероятность, что они будут воплощены
в жизнь.
В чем же тут фишка? Если мы рассказываем
о своих планах заранее, это в нашем подсознании становится свершившимся
фактом. А раз цель подсознательно уже достигнута, то, соответственно,
у человека снижается мотивация.
Профессор психологии Нью-Йоркского
университета Питер Голлуитцер затронул эту тему еще в 1982 году в своей
книге «Символическое самозаполнение». Не так давно он провел ряд
исследований, в которых приняли участие 63 человека. Оказалось, что
люди, которые не делились своими планами с другими, выполняли
их с большей вероятностью, чем те, кто публично рассказывал о них
и получал одобрение и поддержку окружающих.
Профессор Голлуитцер полагает, что
рассказ о своих намерениях дает нам «преждевременное чувство
завершенности». В нашем мозгу присутствуют так называемые символы
идентичности, которые помогают нам составить представление о самих себе.
Чтобы такой символ возник, достаточно не только действий, но и просто
разговоров о них. Предположим, вы рассказали о своем намерении написать
диссертацию и представили себя кандидатом или доктором наук. Мозг
удовлетворился этой игрой воображения, и у вас исчез стимул делать
что-то для достижения этой цели — поступать в аспирантуру, искать
научного руководителя, сидеть в библиотеке, собирая материал, и прочее.